Golden Hills - КапиталЪ АМ
ИНВЕСТИЦИИ СБЕРЕЖЕНИЯ КРЕДИТ

Вы здесь

Чемоданные тарифы

19/07 16:00
Аналитика и инвестидеи

Авиакомпании хотят брать с пассажиров деньги за багаж, если они купили невозвратные билеты. Такие поправки в Воздушный кодекс рассматривает сегодня Госдума. Если проект будет принят, то лоукостеры получат новые конкурентные преимущества, а традиционные перевозчики приобретут черты лоукостеров. Притом что цена билетов вряд ли уменьшится. С подробностями – экономический обозреватель “Вестей FM” Сергей Артемов.

10 килограммов - такая минимальная норма бесплатного провоза багажа была зафиксирована в Воздушном кодексе. И получается, что 20, а где-то и 23 килограмма, разрешенных к бесплатному провозу, в последние годы были своеобразным бонусом для пассажиров.

Хотя перевозчики с 2015 года года пытались устраивать торг, ограничив багаж 10 килограммами или включая в бесплатную норму только ручную кладь. Практически всегда арбитражные разбирательства завершались не в их пользу. Теперь, с поправкой в главный авиационный закон страны, пассажиры, выбирая самый доступный тариф, будут обязаны платить за свои сумки.

Один пример. Мы изучили цены билетов экономкласса одной из компаний на рейс Москва - Новосибирск на начало августа. Вот их условия: за 11 710 рублей пассажиру можно взять лишь ручную кладь не тяжелее 10 килограммов и суммой трех измерений до 115 сантиметров. Билет вернуть нельзя. За 13710 рублей - ровно на 2 000 дороже - кроме той же ручной клади, перевозчик примет и сумку до 23 килограммов. Билет можно сдать, но с комиссией. Кстати, тариф на багаж у компании – 2 000 рублей за 1 сумку. В общем, пассажиру есть из чего выбирать. Вероятно, безбагажный и невозвратный тариф после принятия поправок будет у авиакомпаний чуть меньше, чем самый дешевый тариф сегодня. Исполнительный директор портала Aviaport Олег Пантелеев вспоминает, как изменились цены 2 года назад, когда только появились билеты без права возврата.

ПАНТЕЛЕЕВ: Если раньше, до разрешения невозвратных тарифов, билет мог стоить условно 10 000 рублей, то после появления таких тарифов невозвратный стал стоить 9 500, возвратный – 11 500. Аналогичная трансформация произойдет и с безбагажным тарифом, то есть он станет рублей примерно на 200 - 500 дешевле, чем нынешний с возможностью провоза какого-то бесплатного багажа. Но при этом тариф, не имеющий никаких ограничений, будет стоить в районе 12 000 рублей.

Таким образом, номинально некоторые тарифы будут уменьшены, но если пассажир берет с собой багаж, то платить ему придется в любом случае больше. Перевозчики, в свою очередь, говорят о том, что рынок изменился: масса людей летает в командировки или на короткий отдых, где тяжелые чемоданы просто не нужны. В этой связи увеличение видов тарифов пойдет пассажирам на пользу. В том числе и тем, кто выбирает самый доступный билет. Об этом говорит и статистика, добавляет Олег Пантелеев.

ПАНТЕЛЕЕВ: Были оценки авиакомпании, которые говорили о том, что от 15 до 20% пассажиров стали выбирать самые дешевые тарифы. И кроме того, после того как один из перевозчиков пересмотрел свою тарифную политику и ввел несколько градаций по таким билетам, у них значительно увеличился спрос на перевозку, занятость кресел на некоторых направлениях с 73-75% возросла до 90%.

Каждый килограмм багажа в самолете - это топливо, требуемое для его доставки. И в конечном счете - деньги, говорит директор аналитического департамента компании “Golden Hills-КапиталЪ АМ” Михаил Крылов.

КРЫЛОВ: Багаж - услуга недешевая, сравнимая со стоимостью авиатарифа. То есть за багаж пассажир платит столько же, сколько за билет лоукостера. Например, на рейсе Москва - Петербург только авиатопливо стоит 200 000 рублей. Соответственно, экономически это объясняет необходимость платить за такие расходы.

И если, допустим, каждый из 150 пассажиров “Боинга 737” в полете между двумя столицами возьмет с собой по 20-килограммовой сумке, то дополнительный расход топлива на перевозку всего багажа потянет на 35 000 рублей. Поэтому жалобы перевозчиков на серьезные затраты можно посчитать справедливыми. И поправки нужны. Но только если уменьшение безбагажных тарифов пойдет пропорционально экономии на керосине, говорит член Комитета Госдумы по транспорту Олег Нилов. Пока, по его мнению, авиакомпании пытаются любым путем получить дополнительные деньги – даже, следуя своим обещаниям, предлагают максимально дешевые билеты.

НИЛОВ: Им правительство и президент сказали: “А почему у вас нет дешевых билетов?”. Они ответили: “Хорошо, выполним!”. Ну, создали. А потом все равно сопротивляются, разными путями пытаются вывернуться и продолжить что называется стричь купоны.

Интерактивный опрос нашей радиостанции показал, что аудитория в целом спокойно относится к возможным изменениям в тарифной политике авиакомпаний. Впрочем, были и ироничные комментарии, суть которых фактически повторяет Олег Нилов.

НИЛОВ: Да, можно придраться к весу пассажира… а почему нет? Давайте легоньких, худеньких и стройных будем по дешевой цене отправлять, а тучным и полным - еще дополнительный сбор.

Это лишь на первый взгляд кажется смешным. Королевский апелляционный суд Британии еще 5 лет назад указал, что положения Монреальской конвенции о правилах и безопасности перевозок выше, чем британские законы о равноправии пассажиров. И если сотрудникам авиакомпании, вылетающей из Лондона, грузный пассажир покажется угрожающим безопасности - они могут взять с него дополнительную плату. Впрочем, таких случаев еще не было. В российской же тарифной картине, по мнению экспертов, нынешние поправки не окажутся определяющими - куда большие скачки цен происходят между сезонами. В летний пик даже с новыми билетами без сумок улететь на курорт будет дороже, чем зимой с полным набором багажа.

 

ОРИГИНАЛ СТАТЬИ:

 

https://radiovesti.ru/brand/61178/episode/1524370/