Golden Hills - КапиталЪ АМ
ИНВЕСТИЦИИ СБЕРЕЖЕНИЯ КРЕДИТ

Вы здесь

Цены на бензин рассорили правительство с нефтяниками

30/10 18:15
Аналитика и инвестидеи

цены, бензин, правительство, нефтяники, конфликт, аэс, козакБензиновый кризис поручено разрешить вице-премьеру Дмитрию Козаку. Фото РИА Новости

Правительство и нефтяники вошли в клинч из-за растущих цен на бензин. В Белом доме упрекают производителей в несоблюдении договоренностей о стабилизации, тогда как Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заметила рост только за октябрь на 1%. Крупнейшие нефтяные компании утверждают, что на их бензоколонках цены не растут, а поставки топлива на рынок увеличиваются. Крайними в этом конфликте называют независимые АЗС, но эксперты видят и вину правительства, которое не хочет отменять увеличение акцизов на бензин с 1 января 2019-го. Клубок проблем попытаются размотать в среду на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака.

На фоне призывов правительственных чиновников продолжать держать цены на топливо и угроз в противном случае ввести пошлины на экспорт производители бензина дружно отчитались о росте сбыта на внутреннем рынке. «Роснефть» сообщила во вторник, что в сентябре увеличила поставки бензина на внутренний рынок на 4% – до 1,1 млн т по сравнению с сентябрем 2017 года, а дизельного топлива – даже на 20%, причем компания перевыполнила и нормативы по реализации топлива через биржу: при нормативе 10% туда было отправлено 19% продукции.

Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов также сообщил, что компания выполняет обязательства по поставкам топлива, и пообещал увеличить производство за счет досрочного вывода из ремонта одного из своих предприятий. «Я надеюсь, что до этого не дойдет», – сказал он Интерфаксу, отвечая на вопрос, видит ли он угрозу дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке.

Глава «Газпром нефти» Александр Дюков заявлял, что компания выполняет все обязательства по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок. По его мнению, все вертикально интегрированные компании держат цены на своих АЗС на майских уровнях, а сложившаяся непростая ситуация на топливном рынке связана с независимыми сетями АЗС.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) во вторник отметила рост цен на топливо в октябре: по дизельному топливу примерно на 1%, по бензинам – на 0,25%, сообщил во вторник замглавы ведомства Анатолий Голомолзин.

Казалось бы, цифры не такие большие, однако реакция на них премьер-министра Дмитрия Медведева и Дмитрия Козака была очень резкой, они заговорили о скором введении заградительных экспортных пошлин, чтобы сделать равновыгодной реализацию нефти и нефтепродуктов на внешнем и внутреннем рынке.

В понедельник Медведев поручил Минэнерго в ближайшие два дня провести консультации с нефтяными компаниями. «Мы же договорились о том, что будет принят план работы и определенное соглашение о поддержании сложившегося уровня цен на нефтепродукты на внутреннем рынке», – сказал Медведев.

СМИ сообщали, что нефтяники просили разрешения поднять внутренние цены на топливо на 4–5 руб. за литр, чтобы компенсировать потери от заморозки тарифов, которые они оценили в 150 млрд руб.

«Если бы не болезненная реакция общества на рост цен на моторное топливо, то бизнес решал бы свои проблемы за счет потребителей. Но есть такие сферы деятельности, где социальная ответственность бизнеса не должна быть пустыми словами, – говорит доцент кафедры экономики промышленности РЭУ им. Г.В. Плеханова Вадим Свирчевский. – Если этот факт и мог показаться кому-то не очевидным, то я склонен это списывать на эффект от пусть и очень красивого, но не самого подходящего синонима – «альтруизм».

По мнению Свирчевского, третьего варианта нет: или пошлины, или «альтруизм».

«В данном случае компромисс (или «альтруизм») позволит сохранить лицо и нефтепереработчикам, и правительству. Первым – потому, что их действия объясняются той самой социальной ответственностью, которая должна являться обязательным условием их деятельности, но на практике это не так. И хотя заградительные пошлины могли бы выглядеть эффектнее, но путь «альтруизма» все же выглядит цивилизованнее и представляет собой скорее компромисс для нескольких сторон сразу», – говорит Свирчевский.

Ставшую горячей тему бензина заметили и в Кремле, но президента пока, видимо, привлекать к разрешению проблемы не будут. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, что в администрации тщательно следят за ситуацией, но конкретными мерами для решения проблемы занимается правительство. 

235-4-2_t.jpg
Посетителям бензоколонок предлагают надеяться 
на альтруизм нефтяников. Фото РИА Новости

«Цена бензина – важный политический вопрос, так что введение запретительных пошлин на нефть и нефтепродукты вполне возможно, – сказал «НГ» руководитель аналитического департамента компании «Golden Hills – КапиталЪ АМ» Михаил Крылов. – Ограничив экспорт нефтепродуктов, можно подготовить и народ, и предпринимателей к серьезному подорожанию доллара в ближайшие годы. Тем не менее рост цен на бензин на 5–6 руб. до конца 2018-го тоже вполне возможен, если он будет находиться в рамках общей инфляции. И не нужно забывать, сколько в нашей экономике приходится на тех самых нефтяников, которым придется фактически оплатить отставание от общемировых цен, остающихся в валюте США».

Независимый эксперт нефтегазового рынка Владимир Блинков сомневается, что правительство введет жесткие ограничительные меры на экспорт нефтепродуктов. «Введение пошлин – это крайняя мера, хотя, конечно, и с повышением цен на 5 руб. за литр правительство не согласится», – сказал «НГ» Блинков. Эксперт недоумевает, почему вопрос не решается в комплексе. «Нужен комплексный подход, а то получается, что вопрос повышения акцизов выведен за скобки. Правительство как бы говорит нефтяникам – мы акцизы поднимем, а вы приспосабливайтесь. При этом цены в рознице автоматически вырастут при повышении акцизов с 1 января. Это повлечет за собой скачок инфляции, так как от дизтоплива, от авиакеросина зависят перевозки. На фоне роста цен из-за повышения НДС и падения реальных доходов населения это не может не привести к росту социального недовольства», – говорит Блинков. 

 




ОРИГИНАЛ СТАТЬИ:

http://www.ng.ru/economics/2018-10-30/1_7343_benzin.html